Россия является колыбелью атомный ледоколов. Только в нашей стране есть необходимые ресурсы для реализации таких масштабных проектов. Об этом заявил ведущий инженер-конструктор «Балтийского завода» Евгений Александров в ходе лекции, организованной Минпромторгом РФ на ВДНХ.
Ключевая задача атомных ледоколов — обеспечение навигации для других судов на Северном морском пути — кратчайшим между Западом и Востоком. Благодаря отечественным атомным ледоколам, Россия успешно осваивает Крайний Север, который открывает доступ к природным ресурсам Арктики — нефти и природному газу. На российском севере сосредоточено до 80% всех арктических углеводородов.
Сейчас российские судостроители создают серийные атомные ледоколы проектов 22220 («Арктика») и головного атомного ледокола проекта 10510 («Лидер»). Большинство действующих атомных ледоколов были заложены и спущены со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге. За 160-летнюю историю предприятия на нем построили около 600 судов и кораблей. И именно там был построен знаменитый атомный ледокол — «50 лет Победы», на котором в 2013 году на Северный полюс был доставлен Олимпийский огонь.
Отечественное производство внедряет новые технологии для усовершенствования строительства ледоколов. Этим летом ввели в эксплуатацию оборудование, обеспечивающее технологию упрочнения крупногабаритных гребных валов для проекта 10510. А сейчас вектор развития направлен на крупноблочное строительство. Совсем скоро новые технологии позволят собирать атомные ледоколы, как лего.
Евгений Александров отметил, что активно развивающаяся арктическая сфера нуждается в новых специалистах:
Ранее сообщалось, что Росатом закажет у корабелов строительство четырех дизельных ледоколов общей стоимостью 120 млрд руб.