Пролетев через два полюса: как Ан-124 «Руслан» покорил 50 000 км за 72 часа

Советский тяжёлый транспортник установил мировой рекорд в историческом полярном перелёте — без ориентиров, над четырьмя океанами и ледяной пустыней

4 декабря 1990 года советский военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» завершил кругосветный рейс, ставший одним из самых амбициозных и технически сложных в истории авиации. Маршрут пролёг через оба географических полюса — Северный и Южный — и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самый протяжённый и продолжительный беспосадочный перелёт в истории авиации. За 72 часа 16 минут экипаж преодолел 50 005 километров, установив 7 мировых и 10 всесоюзных рекордов.

Ан-124 «Руслан»
Ан-124 «Руслан»

Инициаторами полёта выступили лётчики-испытатели Государственного лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) имени Валерия Чкалова. Вечером 1 декабря 1990 года Ан-124 стартовал из Мельбурна (Австралия) и направился к Антарктиде — первый этап исторического маршрута, спроектированного так, чтобы пройти через Южный полюс, затем — над Южной Америкой, Северной Америкой, Арктикой и обратно к отправной точке.

Более 90% маршрута проходило вдали от традиционных воздушных трасс — над безориентирными просторами Тихого, Атлантического, Индийского и Южного океанов. Оставшиеся несколько процентов пришлись на ледяную пустыню Антарктиды, где отсутствовали наземные навигационные средства, а магнитные аномалии искажали показания компасов. Для обеспечения навигации использовались инерциальные системы, данные от спутниковых сетей, а также резервные астрономические методы ориентирования.

Участники кругосветного рейса на фоне самолёта Ан-124
Участники кругосветного рейса на фоне самолёта Ан-124

На борту находились два сменных экипажа по шесть человек, которые чередовались каждые восемь часов, чтобы поддерживать высокую концентрацию и безопасность. Также в кабине находились 24 пассажира — в основном инженеры, представители Минавиапрома и журналисты, наблюдавшие за ходом миссии.

Почему именно Ан-124?

Ан-124 «Руслан» — крупнейший в своё время серийный транспортный самолёт в мире — обладал уникальным сочетанием дальности, грузоподъёмности и автономности. Разработанный в КБ Антонова, он впервые поднялся в воздух в 1982 году и с тех пор активно эксплуатировался как в военных, так и в гражданских целях.

Ключевые характеристики участвовавшего самолёта:

  • Двигатели: 4 × Д-18Т (турбореактивные, тягой по 23 430 кгс)
  • Максимальная взлётная масса: 405 тонн
  • Дальность полёта (с макс. грузом): до 4 500 км, без груза — до 15 000 км
  • Крейсерская скорость: 800–850 км/ч
  • Практический потолок: 12 000 м
  • Объём топливных баков: около 210 000 литров (в рекордном полёте — с дополнительными ёмкостями)

Для рекордного перелёта самолёт был специально модифицирован: установлены дополнительные топливные баки, усилены системы жизнеобеспечения и связи, а также обновлено навигационное оборудование.

Полёт в честь Чкалова

Рекордный перелёт был приурочен к 70-летию ГЛИЦ имени В. П. Чкалова — главного центра испытаний авиационной техники СССР. Это подчеркнуло не только техническое мастерство советских авиаконструкторов и лётчиков, но и стремление сохранить преемственность в отечественной авиационной школе даже в период системного кризиса государственной системы.

Интересные факты:

  • Во время полёта самолёт дважды пересёк экватор и оба полярных круга.
  • Средняя скорость перелёта составила около 690 км/ч, что ниже крейсерской — из-за необходимости экономить топливо.
  • На борту не было груза в традиционном понимании — весь «полезный» вес приходился на топливо, экипаж и оборудование.
  • Ан-124 до сих пор остаётся крупнейшим в мире серийным грузовым самолётом по грузоподъёмности, уступая в габаритах только экспериментальному Ан-225 «Мрия».

Перелёт Ан-124 «Руслан» в декабре 1990 года — не просто рекорд, зафиксированный в Книге Гиннесса. Это технический подвиг, требовавший синхронной работы инженеров, пилотов, метеорологов и логистов.

Читайте ещё материалы по теме:

Сейчас на главной