Ми-8: 60 лет в небе. История легенды, изменившей мировую вертолётную авиацию

Классика отечественного вертолётостроения, востребованная и сегодня

26 октября 2025 года исполнилось 60 лет с первого полёта серийного Ми-8 — машины, ставшей самым массовым и узнаваемым вертолётом в мире. За шесть десятилетий он превратился в универсальный авиационный инструмент: от перевозки грузов и пассажиров до спасательных миссий и работы в экстремальных условиях.

Первые шаги

Работы над новым многоцелевым вертолётом начались в 1957 году под руководством выдающегося конструктора Михаила Леонтьевича Миля. Задача стояла амбициозная: создать универсальную машину, которая могла бы выполнять функции транспортного, пассажирского, спасательного и военного вертолёта.

Испытания

В 1961 году в воздух поднялся однодвигательный опытный образец В-8, а уже в 1962-м совершил полёт двухдвигательный прототип, ставший основой будущего Ми-8.

26 октября 1965 года состоялся исторический первый полёт серийного Ми-8 на Казанском заводе. Экипаж — лётчик-испытатель Леонид Антропов, второй пилот-инженер Борис Демчак и борттехник Артур Николаев — провёли в воздухе 12 минут, открыв новую страницу мировой авиации.

Ми-8 в трёх проекциях
Ми-8 в трёх проекциях

Лётчики-испытатели проверяли вертолёт на больших высотах, в условиях сильного ветра и низких температур, на предельных режимах нагрузки и в затяжных полётах. Отрабатывались взлёты и посадки на ограниченные площадки, зависание в условиях турбулентности, работа с грузом на внешней подвеске. Испытания показали, что машина обладает не только высокой маневренностью и устойчивостью, но и удивительной для своего времени живучестью — способностью сохранять управляемость даже при отказах отдельных систем.

Силовая установка

Одним из ключевых факторов успеха Ми-8 стала силовая установка. Переход от однодвигательной схемы к двухдвигательной был революционным шагом для отечественного вертолётостроения.

На серийных машинах установили турбовальные двигатели ТВ2-117 разработки НПО «Климов», обеспечившие высокий запас мощности, устойчивый запуск в холодных условиях и возможность продолжить полёт на одном двигателе. Позднее модернизированные версии получили ещё более мощные двигатели ТВ3-117А и затем ВК-2500, что значительно повысило грузоподъёмность, надёжность и эффективность. Благодаря этим решениям Ми-8 уверенно работает в высокогорье, жарком климате и при полярных температурах, сохраняя высокий уровень безопасности.

Объёмы производства

По самым распространённым оценкам, по семейству Ми‑8 было построено более 14 000 машин — что делает его самым серийным вертолётом в истории.

Ми-8ПС-7 Специального лётного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ
Ми-8ПС-7 Специального лётного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ

Винтокрылые машины эксплуатируются в более чем в 50 странах по всему миру. География охватывает страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и даже морские платформы — что подтверждает универсальность конструкции и её востребованность.

Технические характеристики вертолёта Ми-8:

  • Длина фюзеляжа — 18,3 м.
  • Высота — 5,65 м.
  • Диаметр несущего винта — 21,3 м.
  • Диаметр рулевого винта — 3,9 м.
  • Масса пустого вертолёта — 7 300 кг.
  • Максимальная взлётная масса — 13 000 кг.
  • Максимальная скорость — 250 км/ч.
  • Крейсерская скорость — 225 км/ч.
  • Дальность полёта: 610 км (с полной нагрузкой), 1 050 км (с дополнительными баками).
  • Практический потолок — 4 500 м.
  • Экипаж — 2–3 человека (пилот, штурман, бортмеханик).
  • Пассажировместимость — до 24 человек или 12 носилок с ранеными.
  • Грузоподъёмность: до 4 000 кг (внутри фюзеляжа) или 3 000 кг (на внешней подвеске).

Ранее www1.ru сообщил, что подтверждена штатная работа авиадвигателя ПД-14 на всех этапах испытательного полёта самолёта МС-21-310.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной