В Керчи строят 2 универсальных десантных корабля (УДК) проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», которые могут стать будущим российской палубной авиации. Для размещения на таких судах можно было бы разработать перспективный самолет с коротким взлетом и вертикальной посадкой, используя наработки по советскому VTOL (Vertical Take-Off and Landing) Як-141. Об этом пишет военный эксперт Сергей Маржецкий.
Летом 2024 года генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский заявил, что компания готова возобновить производство самолета данного типа при наличии заказа от Минобороны РФ. Яковлевцы были вынуждены заморозить проект Як-141 в 90-е годы из-за проблем с финансированием, но сохранили научно-технический задел.
Маржецкий напомнил, что в то время ОКБ Яковлева предоставил доступ американской корпорации Lockheed Martin к документации, аэродинамическим двигателям и схемам Як-141. В результате их многофункциональный истребитель F-35B получил аналогичное сопло. Самолет взлетает при помощи подъемного вентилятора с приводом от основного двигателя, установленного за кабиной пилота.
В связи с вышеизложенным возникают два вопроса: нужно ли России сейчас заморачиваться с реинкарнацией Як-141, и если да, то стоит ли копировать рабочую схему F-35B?
По мнению эксперта, это зависит от того, какой будет геополитическая обстановка. Однако ради «пары дюжин» модернизированных Як-141 для 2 УДК «организовывать малосерийное и потому очень дорогостоящее производство пока не совсем целесообразно».
Но если ситуация требует существенного превосходства тактической авиации ВКС России, то «истребители, способные взлетать с коротких полос вроде участков автомобильных дорог и садиться хоть на заднем дворе, точно не помешают», подчеркнул Маржецкий.
Для возрожденного Як-141 можно было бы разработать силовую установку на базе «Изделия 30». При наличии двигателя у проекта больше шансов на успех, подытожил эксперт.