С начала года в России заметно увеличился утилизационный сбор на электромобили и гибридные автомобили с последовательной схемой. Это ведёт к повышению стоимости на «экологичные» транспортные средства, причём именно на самые доступные версии. По мнению экспертов, рынок ждёт рост доли неофициального импорта и снижение объёма официальных продаж.
Ранее для электромобилей и гибридных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) коэффициент, определяющий размер утилизационного сбора, составлял 1,63 (для моделей возрастом до трёх лет) и 6,1 (для моделей старше трёх лет). Теперь же эти коэффициенты равны 33,37 и 58,7 соответственно.
В денежном выражении это означает, что базовая ставка в 20 тысяч рублей теперь соответствует 667,4 тысячам и 1,174 миллиона рублей соответственно. До этого размер утилизационного сбора для таких автомобилей составлял 32,6 тысячи рублей и 122 тысячи рублей. Таким образом, с 1 января 2025 года он увеличился более чем в 20 раз.
По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году доля электромобилей в продажах составила 1%, а гибридных автомобилей — 4%. При этом продажи электромобилей выросли на 26%, а гибридных автомобилей — почти в два раза.
Введение новых тарифов на утилизацию для электромобилей и гибридов неизбежно повлияет на их стоимость, особенно бюджетных моделей. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отметил, что, несомненно, эти 667,4 тысячи рублей будут включены в розничную цену автомобиля. И если для автомобилей премиум-класса или гибридов, которые стоят от 10 до 12 миллионов рублей, это повышение будет не столь заметно на фоне общей высокой стоимости, то для моделей стоимостью от 2,5 до 4 миллионов рублей такое увеличение цены будет весьма ощутимым.
По его мнению, даже сравнительно доступные «зелёные» автомобили на фоне своих конкурентов с традиционными двигателями внутреннего сгорания и раньше были значительно дороже. А теперь, когда их стоимость увеличится ещё на 667 тысяч рублей, разница станет ещё более очевидной. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на спрос, считает эксперт.
Введение повышенных ставок утилизационного сбора на электромобили и гибридные автомобили с 1 января 2025 года, по словам управляющего директора компании Frank Auto Ирины Франк, окажет существенное воздействие на рынок экологически чистых автомобилей в России.
Повышение цен на такие транспортные средства может стать препятствием для потенциальных покупателей, особенно для тех, кто рассматривает электромобили и гибриды как способ экономии, считает Ирина Франк.
Сергей Мелюх, руководитель компании «Авилон Электро», подчёркивает, что повышение цен на электромобили и гибридные автомобили не окажет значительного воздействия на этот сегмент в целом. Он уверен, что доля электромобилей и гибридов будет расти независимо от изменений цен.
По его мнению, стоимость автомобилей вырастет, но, учитывая преимущества этих транспортных средств, интерес покупателей будет только увеличиваться.
Ожидается, что общий рынок России сократится, добавил эксперт, однако благодаря внедрению новых технологий и появлению новых моделей, доля гибридных и электрических автомобилей на рынке увеличится.
При этом главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов не ожидает значительного уменьшения спроса на электромобили и гибридные модели. Однако он полагает, что увеличение утилизационного сбора на эти модели может привести к тому, что рынок станет менее прозрачным.
Например, будут ввозить автомобили, сделанные на заказ для конкретного клиента. В этой ситуации транспортное средство регистрируется на гражданина, и он получает право на применение прежних льготных тарифов утилизационного сбора.
По мнению Игоря Моржаретто, партнёра аналитического агентства «Автостат», повышение утилизационного сбора на эти модели — один из способов поддержать отечественных производителей. Однако при таких условиях выпуск этих моделей может оказаться невыгодным, уверен эксперт.
Напомним, в настоящее время в России зарегистрировано более 59 тысяч электромобилей. В первой половине 2024 года было продано свыше 10 тысяч таких автомобилей, что почти в 2,3 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Ранее www1.ru сообщал, что к 2030 году Россия планирует выпустить 54,25 тысячи единиц электромобилей и гибридов. Таким образом, производство увеличится примерно в семь раз.
За прошлый год производство электромобилей в России выросло на 80%
«Ошиблись в 30 раз»: прогноз властей по числу электромобилей в России не сбылся