Лизинговые компании в России готовят масштабную распродажу подержанных автомобилей. На складах скопилось большое количество изъятой техники. Её дальнейшее хранение становится невыгодным из-за увеличения арендной платы, а реализация через дилерские центры затруднена из-за высоких торговых наценок. Компании намерены развивать собственные торговые площадки для ускорения процесса реализации и снижения цен, сообщили представители рынка «Известиям».
По их словам, лизингодатели переходят к хабовой модели продаж. Изъятая техника концентрируется на крупных стоянках и станциях технического обслуживания партнёров. Это позволяет упростить показ автомобилей, провести предпродажную подготовку и стандартизировать качество экспозиции. Такой подход снижает издержки и даёт возможность продавать машины напрямую конечным покупателям.
По словам директора по правовым вопросам и работе с проблемной задолженностью ГК «Интерлизинг» Сергея Шишкина, на специализированных площадках существенно проще организовать реализацию изъятой техники. Компания находится на этапе пилотирования хабового подхода к продажам и уже расширила штат менеджеров, занимающихся этим направлением, в десять раз по сравнению с 2022 годом.
В «Газпромбанк Автолизинг» сообщили, что первую стоянку на 300 единиц техники компания открыла в Ростове-на-Дону осенью этого года. В ближайшее время опыт планируется масштабировать и запустить аналогичные площадки в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. В компании ожидают, что собственный формат продаж позволит как минимум вдвое увеличить объёмы реализации по сравнению с прежними показателями.
Аналогичное решение прорабатывается и в «Альфа-Лизинге». В начале 2026 года несколько продавцов планируют открыть до десяти торговых хабов в разных регионах страны.
Какие автомобили попадут на распродажу
Через новые площадки будут продаваться как грузовые, так и легковые автомобили. Речь идет о технике, которая ранее использовалась в коммерческих парках, такси, сервисах доставки «последней мили», а также в организациях и на предприятиях. Эти машины возвращались лизингодателям в 2025 году из-за несоблюдения условий договоров.
По информации представителя одной из лизинговых компаний, общий объём изъятой техники на российском рынке превышает 50 тыс. единиц. В 2025 году в грузовом сегменте наибольшее число изъятий пришлось на Shacman, FAW, SITRAK, КамАЗ и Foton. В сегменте спецтехники лидировали XCMG, LiuGong, LGCE, SANY и Lonking. Среди легковых автомобилей чаще всего изымались машины марок Lada, Geely, Exeed, Changan и Haval.
В структуре стока около 44% приходится на грузовики, 21% — на прицепы, 14% — на спецтехнику. Легковые автомобили и коммерческие фургоны занимают еще 21%.
Скидки, конкуренция и влияние на рынок
По словам источников издания, простаивающая техника продолжает приносить убытки, поскольку изначально была профинансирована банками и по ней продолжают начисляться платежи. Поэтому компании заинтересованы как можно быстрее реализовать автомобили — либо через повторный лизинг, либо через прямую продажу.
Заместитель генерального директора «ВТБ Лизинг» Александр Ганчев сообщил, что сегмент подержанных автомобилей оказался перенасыщен. По его словам, двухлетние машины продаются с заметным дисконтом, а работа с изъятой техникой уже встроена в общую систему продаж компании. Средняя скидка, по данным источников, составляет 17–22% от рыночной цены, но в отдельных случаях может быть выше.
Лизинговые компании всё активнее конкурируют за покупателя на рынке автомобилей с пробегом. В зависимости от типа техники и срока экспозиции дисконт может варьироваться от 5 до 40%, чтобы предложение оставалось в нижней ценовой медиане рынка. При этом, как подчеркнул Александр Ганчев, важным преимуществом таких сделок является юридическая чистота: лизинговая компания как первоначальный владелец гарантирует прозрачность документов и отсутствие скрытых обременений.
Участники рынка отмечают, что в сегменте коммерческого транспорта влияние лизинговых компаний уже заметно: они оттягивают покупателей от дилеров за счёт более низких цен. На рынке подержанных легковых автомобилей влияние слабее из-за ограниченного предложения и особенностей машин, которые часто используются интенсивно, в том числе в такси.