Опытно-конструкторское бюро имени А.М. Люльки (входит в «ОДК-УМПО» Объединённой двигателестроительной корпорации) фиксируют тренд на сокращение испытаний математическими расчётами. Об этом на V Конгрессе молодых учёных в «Сириусе» рассказал ведущий конструктор предприятия по изделию Георгий Гогаев.
Он отметил, что такой подход далеко не инновационный и существует не один десяток лет, но уже есть неплохие результаты в этом направлении.
Здесь хочу ещё отметить, что речь идёт не о сокращении количества испытаний, а замене их расчётами. Для этого нам, конечно, необходимы верифицированные математические модели высокого уровня, которые учитывают большое количество факторов и их взаимное влияние. То есть те модели, которые будут достоверно описывать реальные условия работы двигателя.
Гогаев привёл в пример три стратегии по установлению ресурса двигателю. Первая стратегия подразумевает испытание всего двигателя, что долго и дорого.
Вторая стратегия — установление ресурса основным деталям, разрушение которых может привести к аварийной или катастрофической ситуации, но по-прежнему испытаниями.
Третья концепция, она предполагает установление ресурса тоже основным деталям, но по результатам расчётов.
Естественно, чтобы прийти к третьей стратегии, необходимо выполнить большой комплекс работ, который предполагает и создание междисциплинарных моделей, верифицированных математических моделей, и наличие банка данных о конструкционной прочности материала. Мы сейчас находимся на первой стратегии, но, как я сказал, работы по направлению к третьей стратегии ведутся.
Напомним, ОКБ имени А. М. Люльки — ключевой разработчик двигателей семейства АЛ-41Ф для истребителей Су-57 и Су-35С, занимается всем комплексом работ по их проектированию, испытаниям и совершенствованию.
«Первый технический» выступает отраслевым информационным партнёром V Конгресса молодых учёных.