Водители грузовиков в России начали применять подложные номерные знаки, чтобы избежать ответственности за перегруз и нарушения габаритов. Однако, штрафы стали приходить владельцам легковых автомобилей. Они могут доходить до 600 тысяч рублей.
Мошенническая схема в том, что грузовики перед пунктами весового контроля заменяют свои номера на дубликаты, совпадающие с регистрационными знаками легковых машин. Из-за этого штрафы за перегруз приходят владельцам легковушек.
К примеру, согласно статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, штраф за перевес может составлять от 400 до 600 тысяч рублей.
Недавний случай произошёл с владельцем Chevrolet Lacetti из Омска, которому был выписан штраф на сумму в 600 тысяч рублей за грузовик, превышающий допустимые размеры на 0,79 метра. На фотографии, сопроводившей штраф, был запечатлён тягач Kenworth T200. Несмотря на наглядные доказательства подделки номера, а также то, что нарушение было зарегистрировано в Ямало-Ненецком автономном округе, за 2000 километров от Омска, отменить штраф оказалось очень трудно.
По словам Александра Шумского, адвоката и руководителя экспертного центра «Пробок.нет», подобные случаи не единичные. Водители фур также используют дубликаты при проезде по платным дорогам с автоматической системой «Свободный поток». С 2024 по 2025 годы было зафиксировано увеличение числа случаев использования подложных номеров на Урале и в Сибири.
Основная проблема в том, что автоматические системы весогабаритного контроля (АПВГК) читают подложные номера, но не могут сопоставить их с данными о легковых автомобилях в базе ГИБДД. Дополнительные трудности создаёт отсутствие у Ространснадзора эффективной системы обжалования, что заставляет водителей идти в суд.
Использование фальшивых номеров может повлечь за собой штраф в 2500 рублей и лишение права управления автомобилем для физических лиц. Однако поймать водителей грузовиков на подмене номеров сложно, так как пункты весового контроля часто работают в автоматическом режиме, а дальнобойщики могут легко снять дубликаты после проезда.
Если штраф пришёл владельцу легковушки, у него есть всего 10 дней на обжалование, после чего дело передаётся судебным приставам, которые блокируют счета. По мнению экспертов, нужно интегрировать систему с пунктов весового контроля с базами ГИБДД и системой «Безопасный город». Это позволит учитывать VIN, цвет и тип кузова, чтобы штраф не зависел только от номера. Также необходима быстрая онлайн-процедура обжалования через «Госуслуги», а за использование дубликатов следует ужесточить ответственность, возможно, вплоть до уголовной.