Новый софт поможет в классификации износа опор линий электропередач

Разработка НГТУ «НЭТИ» позволяет ранжировать конструкции на категории для более эффективного планирования затрат на обслуживание

Инженеры Новосибирского государственного технического университета «НЭТИ» разработали программу для классификации опор линий электропередачи на группы по степени износа, которая в автоматическом режиме позволяет ранжировать конструкции на категории для более эффективного планирования затрат на обслуживание и ремонт.

Как правило, диагностикой состояний опор ЛЭП занимаются специалисты, которые раз в шесть лет снимают около 20 параметров: степень деформации уголков, повреждение изоляторов, ослабление крепления опоры к фундаменту, крен конструкции и т.д. В НГТУ «НЭТИ» определять степень износа опор предложили с помощью специальной программы, которая основывается на экспериментально определённых частотах колебаний конструкции.

Диагностика опор строится на таком параметре контроля, как частота собственных колебаний, который определяется с помощью специального датчика «ЛЭПТОН-1», разработанного в НГТУ «НЭТИ» несколько лет назад.

Установленные на конструкцию опоры датчики собирают большие массивы данных, поэтому нам потребовался софт, который автоматически обрабатывает информацию и ранжирует опоры по степени износа — от исправных до ограниченно-работоспособных.
Алексей Кожевников, доцент кафедры прочности летательных аппаратов факультета летательных аппаратов, кандидат технических наук

Софт НГТУ «НЭТИ» уже получил свидетельство о регистрации программы для ЭВМ (№2025688297 от 17.10.2025 г.) и применяется в образовательном процессе при знакомстве студентов с современными подходами к диагностике состояния энергетических конструкций.

Программа написана совместно с аспирантом кафедры ПЛА Павлом Ласточкиным при подготовке кандидатской диссертации. В НГТУ «НЭТИ» разработку считают уникальной.

Аналогов нашей программе, которая работает по частоте, в отечественной энергетике нет. Кроме этого, наш софт позволяет кратно экономить средства на диагностике и время работы специалистов.
Алексей Кожевников, доцент кафедры прочности летательных аппаратов факультета летательных аппаратов, кандидат технических наук

Читайте ещё материалы по теме: