Как действуют автоподставщики и почему новые поправки в УК важны для борьбы с ними

Депутаты предлагают ужесточить наказание за организованные ДТП

Водителям стоит опасаться нескольких самых распространённых видов автоподстав, которые злоумышленники используют для организации аварий с целью получения компенсаций или вымогательства денег. Автоподставы могут быть выделены в отдельную статью Уголовного кодекса РФ. В Госдуму внесены такие поправки в этот закон.

Одним из таких приёмов является резкое торможение впереди идущего автомобиля — этот способ встречается в 76% случаев подстав. Другой популярный метод — подстроенное столкновение из «слепой зоны» на кольцевых развязках, на которые приходится около 48% подобных происшествий. Ещё одной схемой является фальшивая авария с участием пешехода, который намеренно бросается под колёса, — такие случаи составляют примерно 47%.

Ранее, в 90-х, был популярен приём с «ослеплением» водителя дальним светом фар ночью: в левой полосе ехала машина, рядом с ней — автомобиль с погашенными фарами, а сзади — гонщик с дальним светом, требующий уступить дорогу. Освещённый дальним светом водитель не замечал машину рядом и начинал перестраиваться, в результате — ДТП.

Сейчас злоумышленники часто используют манёвры на круговых движениях, когда водитель пытается перестроиться и попадает в подставленную ситуацию. Также популярны случаи, когда водитель сдаёт назад, а под него подставляется другой автомобиль.

Депутаты предложили ввести в Уголовный кодекс новую статью 163.1, которая будет предусматривать наказание за умышленное создание ДТП в целях вымогательства — до четырёх лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах — до семи. Сейчас таких «автоподставщиков» обычно судят по статье 159 УК («Мошенничество»), где наказание менее строгое — максимум два года.

Основная проблема — доказать, что авария была организована умышленно, а не случайна. Для этого нужны видеозаписи, данные с камер, активное участие правоохранительных органов и страховщиков. Если собрать доказательства удаётся, то можно квалифицировать инцидент как вымогательство, иначе — как мошенничество.

Эксперты отмечают, что новые поправки помогут эффективнее бороться с криминалом на дорогах, но законопроект нуждается в доработке, в частности, в правильном распределении статей в Уголовном кодексе — преступление лучше отнести к разделу «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», а не в главу о вымогательстве.

Читать материалы по теме:

Не знают даже бывалые водители: 10 самых частых штрафов за нарушения во дворе

Просто уступить дорогу будет недостаточно: Минтранс России меняет правила пропуска машин с проблесковыми маячками

Что изменилось для водителей с 1 июня: три важных нововведения

Источники
РГ

Сейчас на главной