Гражданский госзаказ на беспилотники второй год подряд не получает финансирования на услуги, ограничиваясь закупкой техники — в 2025 году заложен лишь 1 млрд рублей на поставки. Из-за отсутствия средств на полёты, обучение и сертификацию, большая часть дронов простаивает у заказчиков. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».
В Минпромторге признали проблему и планируют переориентировать ГГЗ на услуги к 2026 году, однако сдерживающими факторами остаются ограничения на полёты в регионах и нормативные барьеры.
В 2024 году планировалось, что рынок услуг с применением БАС вырастет до 6 млрд рублей, из которых 2,5 млрд должны были прийтись на ГГЗ. Фактически объём контрактов составил лишь 2 млрд, в основном — за счёт коммерческого сектора.
Операторы и производители указывают, что из-за нехватки сервисных контрактов техника не используется, а инфраструктура и персонал не окупаются.
Без стимулирования использования, по прогнозам экспертов, рынок будет стагнировать и в 2030 году составит менее 4 млрд рублей — вдвое ниже прогнозов на 2024 год.
Стоимость эксплуатации дронов часто выше пилотируемых воздушных судов — из-за ограничений на использование действующей авиаинфраструктуры, необходимости создания отдельной логистики и высокой себестоимости оборудования. К тому же требования к сертификации эксплуатантов остаются нечеткими, а сами процедуры — громоздкими и затратными. Отраслевые эксперты предлагают перейти на декларативный порядок уведомления о начале эксплуатации с созданием типовых документов.
Читайте ещё по теме:
Правительство РФ отказалось от финансирования создания дронопортов
Инвестиции в небо: в гражданские беспилотники в России вложили 20 млрд рублей
Не менее 20 дронопортов создадут в России до конца 2025 года