В 2025 году российские пользователи могут столкнуться с новыми правилами авторизации на сайтах. Правительство РФ рассматривает законопроект, который запретит использовать иностранные почтовые сервисы, такие как Gmail, для входа на российские веб-ресурсы. Согласно документу, владельцы сайтов должны будут применять только e-mail, зарегистрированные в российской доменной зоне (.ru, .рф). Это продолжение мер по борьбе с кибермошенничеством, введённых с начала года, когда запретили регистрацию с иностранными адресами, но законопроект не касался уже зарегистрированных пользователей.
Инициатива входит во второй пакет мер по противодействию киберпреступности. Первый пакет уже ограничил использование мессенджеров в госорганах и банках, а также ввел маркировку звонков. Новый проект затрагивает не только почтовые сервисы, но и оборот банковских карт, SIM-карт и ответственность за использование ИИ в мошенничестве. Документ находится на стадии межведомственного согласования, и его положения могут измениться, отметил представитель Минцифры.
Эксперты, такие как Марина Брик из «Руцентра», считают, что переход на российские e-mail может вызвать неудобства для бизнеса и потребует от пользователей адаптации.
Малому бизнесу понадобится больше времени на доработки, но технически это несложно. Основные сложности будут связаны с изменением привычек пользователей.
Константин Анисимов из AstraCloud подчеркнул, что цель изменений — борьба с анонимными почтовыми сервисами, которые мошенники используют для регистрации на хостинговых платформах.
Основная проблема заключается в анонимных почтовых сервисах, которые позволяют создать временный e-mail без подтверждения личности. Мошенники используют такие адреса для регистрации на хостинговых платформах, получают проверочный код и подтверждают e-mail, после чего могут совершать мошеннические действия. Когда Роскомнадзор реагирует, хостинг блокирует сайт, и реальные контактные данные мошенника отсутствуют.
По данным оператора Yota, в 2024 году доля российских почтовых сервисов в трафике выросла до 69%. «Яндекс Почта» и «Почта Mail» показали значительный рост: аудитория первой увеличилась на 35%, а второй — в четыре раза. Gmail, несмотря на популярность, теряет активность пользователей (-10% трафика).
Читайте ещё материалы по теме:
Комплексный сервис кибербезопасности планирует запустить провайдер «Ростелеком»
«Президент сказал — будем душить»: Россия может ограничить зарубежные облачные сервисы