Санкции работают: РЖД может остаться без новых локомотивов, вагонов и рельсов

Причина — сокращение расходов на обновление подвижного состава и падение объёмов грузоперевозок

Российские железные дороги (РЖД) столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Это вынуждает компанию пересматривать свои планы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава.

В 2025 году РЖД сократили расходы на закупку рельсов, вагонов и локомотивов из-за падения объемов грузоперевозок и снижения доходов.

За первые четыре месяца 2025 года объем грузоперевозок по сети РЖД продолжил снижаться, сократившись почти на 7%. Прогнозы на год остаются неблагоприятными: ожидается, что общий объем перевозок снизится на 3% по сравнению с ранее запланированным, что приведет к недополучению около 87 миллиардов рублей.

Сокращение доходов вынудило руководство РЖД уменьшить инвестиционную программу на 2025 год. Первоначально планировалось инвестировать 1,3 трлн рублей, однако эта сумма была сокращена до 890 млрд рублей, а затем и до 857,5 млрд рублей. Это в первую очередь затронет закупки нового подвижного состава, обновление рельсов и модернизацию инфраструктуры.

Дополнительным вызовом для компании стало резкое увеличение расходов на обслуживание кредитов. Из-за повышения ключевой ставки Центробанка выплаты по кредитам в 2025 году составят почти четверть всей выручки РЖД — 688 миллиардов рублей. Это почти в шесть раз больше, чем годом ранее. Чтобы снизить долговую нагрузку, компания планирует сократить объем привлечения заемных средств.

На ситуацию также повлияли внешние обстоятельства — снижение спроса со стороны крупных экспортеров, ужесточение денежно-кредитной политики, санкционное давление и ухудшение мировой конъюнктуры. Кроме того, определенное влияние оказали атаки на нефтеперерабатывающие заводы и сокращение производства в ряде отраслей.

В прошлом году РЖД получила государственную поддержку в размере 162 миллиардов рублей. Однако в условиях приоритетного финансирования других государственных программ перспективы дополнительной помощи остаются неясными. Также сокращено финансирование расширения БАМа и Транссиба.

Читать материалы по теме:

Погрузка на сети РЖД снизились на 6%, а пассажирские перевозки увеличились на 7,1%

ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Татнефть», НОВАТЭК пожаловались на нехватку цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов

«Уралкриомаш» поставил вагоны-цистерны для транспортировки топлива на Восточный