Банки и микрофинансовые организации (МФО) фиксируют случаи, когда граждане обращаются за кредитом после установки самозапрета на «Госуслугах» с 1 марта 2025 года. Об этом сообщили представители ВТБ, «Почта Банка», «Займера», «Саммита», «Лайм-займа», «Мигкредита», Webbankir и ГК Eqvanta.

Некоторые россияне, оформившие самозапрет, затем пытаются получить займы в банках и микрофинансовых организациях. Как заявили представители микрокредитных организаций, часть граждан использует эту функцию в корыстных целях, рассчитывая на возможность не возвращать заемные деньги. В ряде МФО подобное поведение называют «потребительским экстремизмом».
Проблема заключается в том, что между появлением отметки в кредитной истории и фактическим вступлением ограничения в силу есть небольшой временной лаг. Недобросовестные заемщики надеются успеть получить кредит, а затем ссылаться на самозапрет, обвиняя кредиторов в нарушении правил.
По мнению экспертов, такое поведение может объясняться как недостаточной осведомленностью граждан о механизме самозапрета, так и желанием проверить, насколько эффективно работает введенное ограничение.
По словам генерального директора МФО «Займер» Романа Макарова, ежедневно фиксируется до 200 таких случаев. В ГК Eqvanta отмечают, что доля заявок от клиентов, установивших самозапрет, растет: 0,7% в первый день после появления функции, 0,9% – во второй, 1,5% – в третий, рассказал директор по рискам Ион Болобошенку. В «Саммите» 1–2% заявок отклоняется из-за наличия самозапрета.
Читайте материалы по теме:
После введения самозапретов на кредиты мошенники могут усилить фишинговые атаки на россиян
Почти 3,6 млн россиян уже установили самозапрет на кредиты
Самозапрет на sim-карты: правительство анонсировало новый сервис на «Госуслугах»