Банк «Тинькофф» рассказал о новой схеме вымогательства со стороны телефонных злоумышленников. Схема гибридная: жертву «обрабатывают» и запутывают несколько собеседников подряд.
Один из собеседников притворяется сотрудником банка, оператора связи или другой структуры. Он потребует под разными предлогами код от СМС с доступом к личному кабинету в каком-либо сервисе услуг. Позже собеседник признаётся, что он мошенник и даже может выдвинуть какие-то требования.
За ним жертве начинают звонить остальные участники схемы: они якобы пытаются помочь жертве мошенника. Они представляются банковскими сотрудниками, полицейскими, сотрудниками «Госуслуг» или иных структур.
Под предлогом помощи жертву просят назвать код из СМС и пароль для входа на «Госуслуги», номер карты, пароль и СМС-код для входа в банковский кабинет. Делается это якобы для того, чтобы предотвратить кражу информации или средств.
Мошенники уговаривают скачать на смартфон «приложение от банка» или «антивирус», которое представляет собой программу-шпиона с удалённым доступом. Так они окончательно получают доступ к банковским приложениям, «Госуслугам» и личным данным жертвы на смартфоне.
Далее уже либо сами обнуляют счета, либо дожимают до этого поступка уже вконец запутавшегося человека. Его заставляют перевести свои деньги на некий сторонний «безопасный счёт» лжесотрудника полиции или кого-то другого.
Чтобы уберечь своих клиентов от подобных бед, «Тинькофф» запустил первым из банков в России сервис «Защитим или вернём деньги» для абонентов Тинькофф Мобайла. Он определяет мошенничество во время звонка с вероятностью более 99% благодаря технологии «Нейрощит» по характерным паттернам поведения.
Если что-то в разговоре идёт не так, то звонок блокируется и прерывается. Так жертва не успевает впасть в трансовое состояние, запаниковать и начать выполнять требования аферистов. Параллельно с этим в сервисе работает программа фрод-мониторинга. Она анализирует множество факторов, выявляет аномалии в транзакциях клиента после подозрительного звонка, который прервался, и сигнализирует об опасности. Если технологии вдруг не сработают и клиента обманут мошенники, банк компенсирует денежные потери.
За полгода сервис уберёг клиентов от потери 170 миллионов рублей, а уже пострадавшие от мошенников благодаря ему получили компенсации на общую сумму 4, 5 миллиона рублей. «Нейрощит» постоянно обучается и пополняется новыми сценариями действий. Теперь там есть и новая многоуровневая схема с множеством собеседников, главная цель которых — завладеть чужими средствами. В банке «Тинькофф» говорят, что число атак телефонных аферистов за последние месяцы выросло в 3,5 раза (за время январь-март 2024 года).
Нужно быть бдительными и не вести переговоры с мошенниками, прекратить подозрительный разговор. Как напоминают в «Тинькофф», есть несколько самых простых правил:
Берегите свои «Госуслуги» — Минцифры предупреждает россиян о новом мошенничестве
ИИ-мошенники вымогают деньги, используя сфабрикованные голоса руководства ЮУрГУ