В России разработаны новые ёмкости для перевозки сжиженного природного газа. За счёт своей формы они минимизируют теплообмен содержимого с внешней средой и могут сократить потери при транспортировке от 7% до 38%.

«Гусеницы» экономичны и подходят для перевозки топлива морским и железнодорожным транспортом  
«Гусеницы» экономичны и подходят для перевозки топлива морским и железнодорожным транспортом  

Автор конструкции — студентка института № 6 «Аэрокосмический» МАИ Анна Екимовская — отмечает, что под принцип «побольше полезного пространства внутри, но поменьше материала самой ёмкости» оптимально подходят сферические сегменты.

Простыми словами, это шары с отсечённой частью. Из них потом составляются конструкции, похожие на «своеобразные гусеницы», для транспортировки топлива морским и железнодорожным транспортом.

Сейчас при перевозке сжиженного газа морем нередко используется сферическая форма для ёмкостей, но она менее экономична. 

Танкер-газовоз «Гранд Елена»
Танкер-газовоз «Гранд Елена»
Например, в морском танкере «Гранд Елена», построенном по проекту «Сахалин», четыре сферические ёмкости. Я утверждаю, что аналогичная по объёму ёмкость из четырёх сферических сегментов даст экономию в потерях сжиженного газа 7–38% в зависимости от соблюдения других требований. Объём перевозимого газа — около 150 тысяч кубометров. Теряется до 10%, то есть около 15 тысяч кубометров. Таким образом, экономия составит от тысячи до более чем пяти тысяч кубометров только за один рейс.
Студентка института № 6 «Аэрокосмический» МАИ Анна Екимовская

Интерес к изобретению Екимовской уже проявили Национальная газомоторная ассоциация, РКК «Энергия» имени С. П. Королёва, Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Правда, использовать концепцию можно не только для перевозки топлива. Студентка МАИ уже запатентовала аквариум, сделанный по тому же принципу из сферических сегментов. Его площадь стенок минимальна, что важно для поддержания стабильной температуры воды.

Читать материалы по теме:

В России разработали морозоустойчивые контейнер-цистерны для перевозки сжиженных газов

«Уралкриомаш» поставил вагоны-цистерны для транспортировки топлива на Восточный

Российские ученые разработали новую технологию хранения отработанного ядерного топлива

Источники :
МАИ
avatar

А если нужно будет опорожнить только одну ёмкость из всей "гусеницы", то придётся опорожять все?

Сейчас на главной