Первая серийная неатомная подлодка (НАПЛ) проекта 677 «Лада» была торжественно передана в состав Военно-морского флота России на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Новый корабль получил имя «Кронштадт» и стал первым в линейке судов этого проекта.
По словам адмирала Евменова, во время государственных испытаний новая НАПЛ зарекомендовала себя, показав все свои лучшие качества, которые заложили в неё конструкторы: скрытность, маневренность, а также надежность.
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», разрабатывая судно, опиралось на поставленные задачи: лодки проекта 677 обеспечивают борьбу с наземными целями, подводными лодками и надводными кораблями противника, а также ведение разведки, обеспечение защиты морских коммуникаций, защиту побережья и военно-морских баз. «Рубин» учитывал опыт эксплуатации первого судна при разработке улучшенного технического проекта, который служил основой для строительства «Кронштадта» и последующей серии лодок на «Адмиралтейских верфях».
Интервал между введением в строй первого и второго кораблей позволил внести изменения в элементную базу, модернизировать оборудование и повысить его функциональность и надежность.
Несмотря на то, что «Кронштадт» не имеет ядерного реактора на борту, боевой корабль четвёртого поколения находится в одном классе с атомными подводными лодками проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень». Реализация серийного производства неатомных подводных лодок проекта 677 является одним из главных приоритетов в рамках государственного оборонного заказа.
Вес при надводном ходе - 1765 тонн, при погружении - 2650 тонн
Длина НАПЛ - 66,6 метров, ширина - 7,1 метра
Максимальная глубина погружения - до 300 метров
Скорость в надводном положении - 10 узлов, при подводном ходе - 21 узел
Вооружение подлодки включает 6 носовых торпедных аппаратов диаметром 533 мм с общим боезапасом в 18 торпед и ракетоторпед.
Экипаж состоит из 35 человек (включая офицеров) и обладает способностью автономно плавать в течение 45 суток.
ВМФ ожидает еще 3 НАПЛ этого проекта. Следующая в очереди — «Великие Луки», уже построена и проходит проверку на верфи. Две другие подлодки этого типа, «Вологда» и «Ярославль», были заложены в один день — 12 июня 2022 года, находятся на стадии строительства на «Адмиралтейских верфях».
За рубежом внимательно наблюдают за ходом реализации проекта 677, и выход на службу первого серийного корабля имеет огромное значение. Для зарубежных партнеров среди дружественных стран предлагается экспортная версия подлодки под названием «Амур-1650», а также проект 636, который уже доказал свою эффективность на мировом рынке за счет своего мощного ракетного вооружения. Ожидается, что проект «Амур-1650», который представляет собой следующее поколение подводных лодок, станет важным элементом в экспорте на протяжении ближайших десятилетий.