Новость дополнена 7.02.2024 в 10:50

В конце января 2024 года специалисты КамАЗ, МГТУ им. Н.Э.Баумана и КузГТУ рассказали о том, как идут работы по проекту «Разработка и создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 тонн». Проектные исследования ведутся в рамках КНТП «Чистый уголь – зеленый Кузбасс» при поддержке НОЦ «Кузбасс» уже более года.

Перспективный челночный карьерный беспилотный роботизированный самосвал будет выглядеть примерно так. Нет водителя - нет кабины
Перспективный челночный карьерный беспилотный роботизированный самосвал будет выглядеть примерно так. Нет водителя - нет кабины

Все наработки планируют внедрить к 2027 году - включая серийный запуск новых самосвалов. В 2024 же году достроят и откроют лаборатории «Моделирования и цифровых двойников» и «Цифровой системы диспетчеризации и беспилотного управления», завершен второй этап теоретических исследований и разработан эскизный проект самосвала, также создан технический проект на цифровую систему диспетчеризации угольного карьера для полноценной работы беспилотных грузовых челноков.

Ученые из МВТУ и КузГТУ разрабатывают для них электрическую трансмиссию и электрохимические накопители энергии - самосвалы будут обходиться без использования двигателя внутреннего сгорания. Такой вариант выбрали по ряду причин - от технологических до финансовых и экологических.

Применение в карьерных самосвалах накопителей энергии (батарей или конденсаторов) по сравнению с ДВС приведет к значительной экономии на топливе, а также положительным образом скажется на экологической обстановке в карьерах. Применение накопителей позволит снизить затраты на обустройство карьера (монтаж сети) и не вызовет проблем при эксплуатации контактной сети при неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, возможна реализация полностью беспилотного движения автосамосвалов в карьере и оптимизация движения при выполнении транспортной задачи по известному маршруту. Это возможно благодаря применению оптимальных законов управления в беспилотном режиме движения путем программного управления тяговыми двигателями.
Пресс-служба НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН»

Кузбасский самосвал - дальний родственник КамАЗа-6559, он же «Юпитер 30», который испытывается в Кемеровской области на карьерах. Тот тоже отечественный, бескабинный, беспилотный и не тратит время и топливо на развороты при погрузке и разгрузке, но перевозит всего тридцать тонн. Относится ли перспективная модель к семейству «Юпитеров» - не уточняется.

Прежде всего двухсоттонная новинка составит конкуренцию продукции завода БелАЗ - белорусские самосвалы и так были популярны на карьерах, но в последние годы прочно заменили и позиции Komatsu, Caterpillar, Hitachi и Liebherr после их ухода из России. При этом БелАЗ, как и российские автопроизводители,  делает упор в новых разработках самосвалов на экологичность и тоннаж. Последняя новинка в виде газового БЕЛАЗа-7558Н обрела много покупателей сразу на полях XII Петербургского международного газового форума.

Дополнено:

КамАЗ заявил об активизации работ по направлению создания этого грузовика с февраля. В числе главных задач:

- разработка программно-аппаратного комплекса для проектирования беспилотного карьерного самосвала;

- разработка эскизного проекта самосвала;

- разработка технического проекта системы беспилотного движения;

- разработка технического проекта и рабочей конструкторской документации на цифровую систему диспетчеризации угольного карьера;

- имитационное моделирование движения карьерного самосвала для теоретического изучения его динамики.

Передвижения машины будут заданы в цифровой платформе траекториями, по заданному маршруту самосвал будет двигаться в роботизированном режиме.

Это исключит маневры под погрузкой и на отвале, что уменьшит эксплуатационные расходы на перевозку горной массы за счет увеличения производительности. Также снизятся расходы на топливо и затраты на крупногабаритные шины.
Пресс-служба ПАО «КАМАЗ»

Сейчас на главной