Российский магазин приложений RuStore стал доступным для незрячих пользователей. Теперь они могут сами выбрать приложения, скачать и установить их, купить подписку - доступен весь функционал. Презентацию решения провели на RuStore Mobile Conf.
Как работает магазин в инклюзивном формате, показал на сцене Александр Епанешников - незрячий разработчик из Sardina Systems.
Епанешников отметил, что разработчики приложений, которые хотят сделать продукт доступным для большей аудитории, должны учитывать уже существующие инклюзивные предустановки на устройствах, например, Talk Back на Android. Подобные предустановки имеют стандартный набор действий, более кастомные элементы прописывают уже разработчики.
Незрячему пользователю помогает использовать любую операционную систему скринридер. Он переводит в речь то, что отображено на экране. Так телефон или компьютер «говорят» с пользователем. Человек опирается на них при взаимодействии с интерфейсом через нажатие пальцем или через свайп. Так он перемещается по приложениям в телефоне.
В RuStore скринридер также «говорит» о том, как двигаться пользователю через касание или свайп. Например, помогает найти окно поиска, озвучивает побуквенно всё, что вводит пользователь в строку поиска, и подсказывает, какие действия нужно совершить, чтобы скачать приложение. Доступность и у мобильной версии магазина приложений, и у веб-версии — одинаковая.
Цифровая доступность и инклюзивность важны не только для адаптации пользователей с инвалидностью, но и для всех пользователей.
Во-первых, никто не застрахован от временных проблем со здоровьем, которые влияют на то, как именно пользоваться техникой. Например, от ларингита, воспалившегося глаза, сломанной руки или сломанного пальца.
Во-вторых, бывают ситуативные трудности ограниченных возможностей. Например, если человек забывает свои наушники по дороге из дома на работу в метро, то он на время условно ограничен в слухе и не может посмотреть какое-либо видео без субтитров. А если у пользователя случились проблемы со сном или разгульная ночь, то утром при использовании какого-то приложения у него могут быть когнитивные искажения.
Наконец, есть и постоянные ограничения здоровья. Но они официально находятся вне какой-то группы инвалидности.
Думая о цифровой доступности, бизнес показывает заботу о пользователе и увеличивает свою аудиторию. Однако в России пока не столь популярно учитывать особенности и потребности более обширной аудитории.
Дрогичинская, выступая на RuStore Mobile Conf, поделилась опытом того, как в VK решали вопрос инклюзии.
С 2022 года сервис VK старается работать с максимально разной аудиторией. Почта Mail.ru на IoS и Android уже стали доступны пользователям с нарушениями зрения. В самом VK также есть наработки по инклюзии.
Пользователей условно поделили на семь категорий: незрячие и слабовидящие пользователи, пользователи с особенностями зрительного восприятия, неслышащие и слабослышащие пользователи, пользователи с нарушением моторных функций, ментальными особенностями и когнитивными особенностями. Каждый представитель этих категорий нуждается в индивидуальном подходе к тому, как использовать приложения, почту, соцсети.
Чтобы сервис был доступен всем пользователям - от нейроотличных и слабослышащих - эксперты поделили пользователей еще на две группы. Одним необходима визуализация функционала, другим его визуализация не важна, но важнее иные параметры.
После в каждой группе идет тестирование на выявление проблем, приоритизация и фиксирование проблем, ликвидация их, повторное тестирование, и, наконец, сертификация продукта.