В России с 1 марта 2024 года все онлайн-магазины обяжут завести «российскую полку» для развития отечественного производства и укрепления экономики. Эта мера вступит в силу в случае принятия соответствующего законопроекта от депутата «Единой России» Татьяны Буцкой, разрабатываемого при поддержке Минпромторга.
По информации «Известий» с 1 марта 2024 года все товары будут поделены на отечественные и иностранные. К отечественным относятся товары брендов, принадлежащих гражданам Российской Федерации и произведенные на территории Российской Федерации. Отмечается, что владельцами фабрик «российской» продукции могут быть только россияне или белорусы.
Товарам брендов, признанных «российскими», онлайн-магазины должны будут отдать первые 50 карточек товара в поисковой выдаче. Для обычной торговли процент отечественной продукции на полках должен быть не менее 50%. Контролировать исполнение закона будет Роспотребнадзор, а общую долю российской продукции определит Минпромторг.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас российские бренды с большим потенциалом – бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены – мало представлены в рознице и в онлайн-торговле. Российский покупатель о них мало знает и выбирает доминирующие на полках и в онлайн-магазинах иностранные бренды или бренды, которые стали отечественными после ухода из России зарубежных компаний и в любой момент могут вернуться под контроль «материнских» компаний. В итоге отечественные заводы работают с недозагруженностью, и производство не может развиваться.
Если же российские производители получат приоритет на полках магазинов и маркетплейсов, то они начнут вкладываться в расширение производства, в новые линейки товаров и в новые кадры. Производство станет дешевле, товары – качественнее, рабочих мест – больше, а у производителей появится возможность развивать потенциал не только внутри страны, но и на экспорт.