Российские производители шин премиального и среднеценового сегмента получили новые возможности для развития бизнеса после ухода из страны западных брендов и многочисленных зарубежных санкций на ввоз шин.
О будущем рынка и своего предприятия перед началом осенне-зимнего сезона рассказал в большом интервью изданию «Коммерсантъ» глава самого крупного российского шинного завода Ikon Tyres Андрей Пантюхов. Сейчас завод, много лет принадлежавший финской Nokian Tyres, входит в число активов «Татнефти».
Что будет со старыми моделями шин?
До того как финский производитель решил покинуть Россию, он выпускал во Всеволожске три модификации шин для вторичного рынка. После того как завод отошел России, все они продолжают производиться. Но с недавнего времени под другим названием, чтобы завод мог «оперировать собственными брендами».
Премиальные зимние шины Hakkapeliitta и летние Hakka теперь называются Autograph, а среднеценовые Nordman переименованы в Character. Все летние шины компании тоже теперь носят наименование Autograph.
Технологически в конструкции, рецептуре и формах шин нет изменений, все необходимые данные по выпуску передали россиянам полностью вместе с активами. Но по условиям соглашения одну из моделей модернизировали: теперь у зимних Character шипы в сердечнике имеют форму бабочки.
Как сейчас работает завод?
Из-за санкций в 2022 году производство потеряло две трети объема, так как экспортировать произведенные шины было некуда, а внутренний рынок России не имел потребность в таком количестве резины. А в 2023 году завод столкнулся с очень большими остатками зимних шин из зимнего сезона 2022 года.
До конца года завод разработает бизнес-стратегию для роста загрузки. В том числе и через экспорт, но в краткосрочной перспективе прежних объемов его не достичь. Когда, с какими продуктами и на какие рынки зайти, сейчас решают аналитики. Пока на экспорт вышли шины Character – их покупают как в пределах Союзного государства в Белоруссии, так и в Казахстане.
Рассматривают Ikon Tyres и перспективы создания новых продуктов. Но на разработку нового типа шин от рецептуры и дизайна до конечных испытаний и первых продаж уйдет несколько лет.
Будут ли расти цены на шины?
Вероятнее всего, да. Дело в том, что компания практически завершила локализацию связанных с производством систем и приложений в Россию, но не может провести полную локализацию по части сырья для производства. Натуральный каучук в России не растет, его завозят из Юго-Восточной Азии. Есть и другие компоненты шин, которые приходится импортировать, а это обходится недешево.
Смена поставщиков сделала поставки «гораздо дольше и гораздо дороже» из-за ограничений по платежам и финансовым потокам и колебаний валютного курса России и иностранных государств, у которых производятся закупки. Аналогичные проблемы, впрочем, и у других производителей шин в России.
При этом Пантюхов отмечает, что этот же самый текущий валютный курс в какой-то мере на пользу российскому шинному бизнесу. Он поможет сократить присутствие на рынке производителей Китая.
Сейчас китайских шинных брендов на рынке России более ста, и за последние годы они заняли лидирующие позиции по импорту шин в страну в бюджетном сегменте. Это создает в России на заводах избыточные производственные мощности, которые нельзя из-за санкций направить на экспорт.