С начала августа текущего года цены на автомобили в России начали дорожать. Тренд сохранился и в сентябре. По данным опроса дилеров, проведенного «Ъ», увеличение стоимости составило в среднем от 4% до 20% в некоторых категориях. Многие производители пока еще не полностью перенесли новые расходы на покупателей, сохраняя скидочные программы и акции.
Цены на автомобили в России продолжают свой восходящий тренд, начавшийся в августе. По мнению экспертов, он сохранится и в ближайшем будущем. Эта ситуация была спровоцирована ослаблением рубля, а также повышением утилизационного сбора с 1 августа.
Исключением не стали даже отечественные марки авто, такие как Lada и УАЗ. Они также подвергли отдельные модели повышению цен на 1,4-11%. «Москвич» посчитал, что поднять стоимость своих кроссоверов нужно сразу с 1 августа, причем рост существенный — на сотни тысяч рублей увеличились в цене «Москвич 3» и «Москвич 3Е».
Некоторые бренды, в том числе Haval, повысили цены в августе даже дважды.
Сентябрь также принес обновления в прайс-листах многих автомобильных брендов. Например, автомобили марки Jetour подорожали на 50 тысяч рублей в августе и на столько же в сентябре. Chery подняли цены на восемь моделей. Lada не осталась в стороне, увеличив ценник на некоторые комплектации Granta и автозапчасти.
Эксперты прогнозируют, что повышение цен на автомобили будет продолжаться в сентябре и октябре. Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский отмечает, что хотя утилизационный сбор уже включен в ценообразование, импортеры постепенно будут компенсировать новые издержки, стараясь минимизировать влияние на продажи и доходность.
Ситуация с ростом цен также зависит от курса юаня и действий финансовой службы импортеров.
Все эти факторы, включая увеличение утилизационного сбора и волатильность курса рубля, еще не полностью отразились на стоимости новых автомобилей.
Цены на автомобили с двигателями объемом 2-3,5 литра, ввозимые по параллельному импорту, выросли на 20%.
Несмотря на увеличение цен, на автомобильном рынке продолжают действовать специальные предложения и акции. Представители компании Chery отметили, что у них действует программа «Прямая скидка», которую можно рассматривать как маркетинговую стратегию. При этом есть возможность быстро отменить эту программу в случае внезапной нестабильности на рынке.
Некоторые китайские бренды решили сократить вдвое размеры компенсаций, предоставляемых дилерам, с целью сдерживания индикативного роста цен. Это также приведет к уменьшению размера предоставляемых дилерами дисконтов.
Эксперты также отмечают, что в условиях высокого спроса и конкуренции на рынке автомобилей марки проводят осторожную политику, внедряя небольшие корректировки цен и предлагая скидки. По их мнению, плавный рост цен будет продолжаться и в случае каких-то нестабильностей, например, с поставками, некоторые бренды могут отказаться от своих программ поддержки.
Повышение ставки утилизационного сбора было инициировано отечественными автопроизводителями (КамАЗом и АвтоВАЗом, в том числе), а в Минпромторге заявили, что выросшие в несколько раз ставки утильсбора уберегут покупателей от перекупщиков, которые не обеспечивают должного уровня гарантии и сервиса.