Первый взлёт «Чайки»: легендарной летающей лодке Бе-12 исполнилось 65 лет

Советский противолодочный самолёт-амфибия оснащался тремя якорями и водяным рулём для маневрирования на плаву

65 лет назад, 18 октября 1960 года, в Таганроге впервые поднялся в воздух опытный экземпляр противолодочного самолёта-амфибии Бе-12.

Бе-12 морской авиации ВМФ России
Бе-12 морской авиации ВМФ России

Разработка этой турбовинтовой амфибии, которая должна была заменить устаревающую летающую лодку Бе-6 в советской морской авиации, началась в ОКБ Г.М. Бериева. В отличие от предшественника, Бе-12 проектировался как платформа для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок, оснащённая передовой радиолокационной станцией, специализированной поисково-прицельной системой, магнитометром, а также гидроакустическими буями, глубинными бомбами и торпедами.

Бе-6 
Бе-6

Конструкторам было необходимо изменить сам подход к проектированию: ранее основное внимание уделялось лётно-техническим характеристикам, а средства борьбы с подводными лодками считались второстепенными. Теперь же первостепенной задачей стал поиск и уничтожение подводных целей.

По своей общей схеме Бе-12 напоминала Бе-6, однако превосходила её по габаритам и массе, став в то время крупнейшим самолётом-амфибией в мире с взлётной массой до 36 тонн. Расчётная дальность полёта составляла 3300 км, а продолжительность поиска на удалении 600 км от аэродрома — 3 часа. Максимальная масса боевой нагрузки достигала 3 тонн. В качестве силовых установок рассматривались куйбышевские НК-4, но в итоге выбор пал на запорожские АИ-20Д. Среди оборудования Бе-12 были три якоря и водяной руль для маневрирования на плаву.

В состав поисково-прицельного оборудования входили радиогидроакустическая система «Баку», поисковый магнитометр, радиолокационная станция «Инициатива-2Б», автоматический навигационный прибор и прицельно-вычислительное устройство «Сирень-2».

Первый полёт Бе-12 состоялся 18 октября 1960 года в Таганроге. Испытания, длившиеся чуть больше года, завершились трагически 24 ноября 1961 года: из-за ошибки экипажа самолёт-амфибия потерпел крушение, погибли трое членов экипажа.

В ходе испытаний выявилась проблема: лопасти винтов деформировались от брызг воды. Решением стало размещение мотогондол на верхней части крыла, что было реализовано на втором опытном образце Бе-12, построенном к сентябрю 1962 года.

Серийное производство Бе-12 осуществлялось в Таганроге с 1963 по 1973 годы. Всего было построено 143 самолёта в различных модификациях.

Бе-12 стала первым советским авиационным противолодочным комплексом специальной постройки, принятым на вооружение морской авиации. Несмотря на сложность управления, лётчики в целом положительно оценивали эту машину.

Некоторое количество Бе-12 до сих пор находится в строю Морской авиации ВМФ России.

Технические характеристики самолёта:

  • Габаритные размеры: длина — 30,1 м, высота — 7,4 м, размах крыла — 30,2 м, площадь крыла — 99 кв. м.
  • Масса пустого самолёта: 24 000 кг.
  • Взлётная масса: 36 000 кг.
  • Масса топлива: 9 000 кг.
  • Масса боевой нагрузки: 3000 кг.
  • Максимальная скорость полёта: 550 км/ч.
  • Скорость патрулирования: 320 км/ч.
  • Взлётная скорость: 210 км/ч.
  • Длина разбега: 1200 м.
  • Длина пробега: 1100 м.
  • Мореходность: 3 балла.
  • Максимальная дальность полёта: 4000 км.
  • Практический потолок: 12 100 м.
  • Экипаж: 4 человека — командир, его помощник, штурман и радист.

Ранее www1.ru сообщил, что Индийские Су-30МКИ показали силу в учебном бою со стелс-самолётами F-35B.

Читайте ещё материалы:

Источники
«Взлёт»

Сейчас на главной