12 августа 2000 года, во время учений Северного флота в Баренцевом море, произошла трагедия: затонула атомная подводная лодка «Курск». Катастрофа, вызванная цепью роковых ошибок в технике, пренебрежением правилами и человеческой некомпетентностью, привела к гибели всех 118 моряков, находившихся на борту.
Строительство атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» осуществлялось на «Северном машиностроительном предприятии» (завод «Севмаш») в городе Северодвинск, расположенном в Архангельской области. Закладка корпуса под заводским номером 662 произошла 22 марта 1990 года. После спуска на воду в мае 1994 года, лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год его служба проходила в рамках 7-й дивизии подводных лодок Северного флота России.
Учебно-боевые задачи и пуски ракет
10 августа 2000 года атомная подводная лодка «Курск» отправилась в море для выполнения учебно-боевой задачи в районе Кольского залива. В рамках учений Северного флота, экипаж должен был осуществить пуск крылатой ракеты и провести торпедную стрельбу по группе боевых кораблей. На борту находились 24 ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командиром лодки был капитан 1-го ранга Геннадий Лячин, а старшим на борту — начальник штаба 7-й ДиПЛ, капитан 1-го ранга Владимир Тихонович Багрянцев. По плану, утром 12 августа «Курск» должен был имитировать атаку крылатой ракетой «Гранит» на эскадру, возглавляемую тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота, атомным крейсером «Пётр Великий».
В полдень 12 августа, в 11:28, крейсер «Пётр Великий» зарегистрировал взрыв в море, который не вызвал у командования никаких подозрений. К назначенному времени торпедные атаки не были обнаружены, и ожидаемое всплытие АПЛ «Курск» не произошло. К 14:50 поиски в предполагаемом районе нахождения «Курска» не принесли результатов. Ситуация усугубилась в 17:30, когда связь с подлодкой была потеряна. К ночи, после того как в 23:00 стало ясно, что связь по-прежнему отсутствует, в 23:30 было принято решение объявить АПЛ «Курск» аварийной.
Катастрофа
Что греха таить, мы же знаем, в каком состоянии тогда находились вооружённые силы. Откровенно говоря, ничего удивительного нет. Но трагедия колоссальная, столько людей погибло... И конечно, это нельзя забыть
Согласно официальной версии, катастрофа произошла из-за серии нарушений в процедурах обращения с торпедой 65-76А, которые начались ещё на этапе подготовки на берегу. Эти нарушения привели к взрыву кислородно-керосиновой смеси в первом отсеке, что повлекло за собой пожар. В результате пожара и взрыва экипаж первых трёх отсеков, включая главный командный пункт, был выведен из строя. Неуправляемая подводная лодка затонула, и последующий удар о дно вызвал взрыв всего торпедного боезапаса, что привело к гибели всех 118 человек на борту.
Она утонула.
Причины гибели атомной подводной лодки «Курск» долгое время оставались невыясненными для властей. В сентябре 2000 года, в беседе с американским журналистом Ларри Кингом, президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о причинах трагедии, ограничился кратким утверждением: «Она утонула».
Память
15 июня 2009 года фрагмент рубки атомной подводной лодки «Курск» был размещён на смотровой площадке у храма Спаса на Водах в Мурманске.
Торжественное открытие памятника, вошедшего в состав мемориала «Морякам, погибшим в мирное время», состоялось 26 июля того же года.
Читать материалы по теме:
Первый кроссовер от КамАЗа? Появились изображения автомобиля «Каспий 2026»
Новый полуприцеп-самосвал собственной разработки представила компания ТФК «Автодвор»
Инновационную установку для добычи алмазов создали российские учёные