Появление серии советских многоцелевых атомных подводных лодок со стальным корпусом проекта 971 «Щука-Б» (обозначение НАТО — «Акула») «вызвало шок у представителей западной военно-морской разведки». Об этом пишет американский эксперт по национальной обороне Гарри Казианис в статье для издания 19fortyfive.
Субмарины проекта 971 «Щука-Б» были стратегическим и технологическим прорывом высочайшего уровня. Их появление, означавшее конец эпохи превосходства ВМС США и их союзников по НАТО, опередило прогнозы западных экспертов.
На Западе не предполагали, что СССР может создать подлодку с такой низкой акустической заметностью по крайней мере еще лет 10. В итоге им пришлось оперативно пересмотреть доктрину и технологии противолодочной борьбы.
Советские инженеры поставили скрытность подводного корабля выше других показателей — скорости и предельной глубины погружения. В результате субмарины проекта 971 «Щука-Б» оказались очень эффективны и продолжают служить в составе ВМФ России в XXI веке.
По мнению Казианис, разработчики в КБ «Малахит» создали один из самых успешных проектов подводных лодок в современной истории. Его особенность — двухкорпусная конструкция.
Во внутреннем корпусе размещаются экипаж, реактор и все критически важные системы. Внешний корпус более легкий, между ними — значительное расстояние, что повышает живучесть субмарины.
Другим достижением создателей «Акулы» была низкая акустическая заметность. СССР тайно получил сложные многокоординатные фрезерные станки с числовым программным управлением (ЧПУ) от Toshiba Corporation и Kongsberg Vaapenfabrikk. На новом оборудовании производили крупные винты с большим углом наклона.
В итоге лопасти подводных лодок рассекали воду с меньшей кавитацией. Существует мнение, что именно эта незаконная передача технологий позволила СССР совершить скачок в развитии технологий снижения шума.
Головная подлодка К-284 вошла в состав Тихоокеанского флота ВМФ СССР в 1984 году. Сейчас субмарины проекта 971 «Щука-Б» оснащаются ракетами «Калибр-ПЛ».
Характеристики «Акулы»:
- Скорость надводная — 11,6 узла
- Скорость подводная — 33 узла
- Рабочая глубина — 520 м
- Предельная глубина — 600 м
- Автономность — 100 суток
- Экипаж — 73 человека
Читайте еще по теме:
Советские противолодочные самолёты Ил-38 искали подлодки условного противника в Баренцевом море
Носитель «Калибров» подлодка «Уфа» вернулась во Владивосток после выполнения боевых задач
Глубоководный аппарат АС-26 спас экипаж «аварийной» подлодки «Кронштадт» в Балтийском море