Минтранс подготовил и опубликовал на regulation.gov.ru проекты изменений в ПДД, законы «Об организации дорожного движения» и «О безопасности дорожного движения». Они классифицируют транспортные средства на дорогах России, снизят аварийность, помогут контролировать соблюдение ПДД и скоростного режима двухколёсным транспортом и СИМ, включая электросамокаты, электровелосипеды, мопеды, мотоциклы. Предполагается, что новое законодательство начнёт работать с 1 сентября 2026 года.
Каких транспортных средств коснутся перемены в законодательстве?
Практически всех, что не автомобили. В Минтрансе предлагают унифицировать категории двухколёсного и прочего транспорта, чтобы по стране не было разночтений с их наименованием. Это:
Всё, что не входит по характеристикам в описанные в ПДД категории, и не будет иметь регистрацию в установленном порядке, ездить по российским дорогам не сможет.
Кроме того, не смогут ездить на проезжей части, тротуарах, велодорожках и прочей инфраструктуре общего пользования любые виды СИМ шириной более 75 см.
Что изменится при покупке и использовании этих транспортных средств?
Мопеды, электровелосипеды и СИМ объединят в рамках единого термина — «средство микромобильности». С 1 сентября 2026 года после их покупки их надо будет зарегистрировать в десятидневный срок в особом федеральном реестре. Тем, у кого уже есть старые средства микромобильности, нужно будет поставить их на учёт до 1 марта 2027 года.
Оператором государственного реестра станет Росавтотранс, создание новой структуры обойдется в 294 млн. рублей. В реестр внесут данные владельца, место его жительства, модель транспортного средства, мощность двигателя, массу, год выпуска и другие сведения о транспортном средстве и его состоянии. При регистрации пользователь транспорта получит особый «учётный знак» для установки на транспорт и «учётную метку» (QR-код).
Данные потребуются для авторизации в региональной информационной системе средств микромобильности (РИССМ) для контроля за новыми видами транспорта. Включаться в такую систему будут Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, плюс любые российские города с населением более 50 тысяч человек. При каждой поездке владелец средства микромобильности должен будет заходить в систему, и находиться в ней, пока не завершит поездку.
Предполагается, что так транспорт сможет автоматически передавать в РИССМ данные о местоположении, скорости движения, времени начала и окончания поездки, и нарушениях своего владельца по пути в пункт назначения. Если у человека будет более пяти неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, доступ к РИССМ ему временно закроют до их уплаты.
В качестве альтернативного варианта РИССМ предлагается автоматическая регистрация без телефона с помощью «программно-аппаратного комплекса», установленного на транспортном средстве. Если город не оснащён РИССМ, то можно будет ездить в нём без регистрации в этой системе, но регистрация в федеральном реестре для владельца мопеда, электровелосипеда или СИМ останется обязательной.
Санкции за отказ регистрировать мопед или электросамокат в реестре и региональных системах пока строго не прописаны, но, по данным источников издания «Коммерсантъ», они явно будут. Также не исключено, что такая регистрация будет платной, как минимум для РИССМ.
Что запретят владельцам СИМ и велосипедистам?
Запретов будет много. Лицам, использующим для передвижения велосипеды и СИМ, будет:
К слову, запрет на парковку перед местом стоянки транспортных средств оперативных служб распространяется и на остальные виды транспорта.
А вот правила остановки перед парковкой на такси меняются: вместо запретной зоны в 15 метров её сокращают до 5 метров. Также планируют разрешить разворот на авторазметке типа «вафельница»: сейчас там можно только поворачивать.
Наказание за ДТП, групповую и пьяную езду на самокате ужесточили в России
Российский ИИ начнёт делать голосовые замечания самокатчикам и курящим
«Умнее» того, кто за рулём: Whoosh внедряет компьютерное зрение в электросамокаты